Кто воскрешает классическую музыку
КТО ВОСКРЕШАЕТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ
Газета "Новый Санкт-Петербург"; Сайт Вече Санкт-Петербурга
03.11.2011
Вячеслав Кочнов
Первый
и, согласно афише, не последний в этом сезоне концерт Максима Федотова в
Петербурге сопровождался полным аншлагом: в Малом зале Филармонии,
чтобы пристроить как-то хотя бы часть обладателей входных билетов, были
вынуждены переносить банкетки из холла. И все равно несколько десятков
людей остались стоять.
Максим Федотов на сей раз выступал в
качестве скрипача-ансамблиста в дуэте со своей красавицей-женой
блестящей пианисткой Галиной Петровой. В программе были 2 скрипичные
сонаты Бетховена и транскрипции «Шахеразады» Римского-Корсакова и
«Картинок с выставки» Мусоргского. Говоря об их ансамбле, существующем
уже 20 лет и имеющем много высоких конкурсных наград, первое, что нужно
заметить, это полное творческое равноправие партнеров, которое
подчеркивается общей стилистикой и динамикой игры каждого из солистов
ансамбля и даже полностью открытой крышкой рояля...
Людвиг ван
Бетховен у дуэта Федотова-Петровой, это живой человек, отдающийся
страстям: ярости и грусти, любви и созерцанию, слоняющийся в тоске по
вечерней Вене и хохочущий в кабаке с собутыльниками за кружкой пива. Но
это и наш современник: дуэт играл музыку великого фламмандца так, словно
она написана вчера, и исполняется её автором. Такое исполнение очень
неожиданно, в чем-то лично мне напоминает манеру дирижирования
Фуртвенглера.
Или своим необычным драйвом даже какой-нибудь крутой гитарный «запил»
Блэкмора, играющего собственные вариации на «Оду к Радости» (есть у
него такая композиция «Difficult to Cure»). И подобная манера игры
собирает стабильные аншлаги, ибо и предыдущий концерт у нас в Большом
зале, когда маэстро Федотов выступал в роли дирижера и солиста, в марте
этого года прошел при битком набитом зале.
В транскрипции
корсаковской «Шахеразады» рояль Галины Петровой звучал сочнее и мощнее
иного оркестра, а скрипка Федотова просто творила чудеса. Иногда
казалось, что скрипка и рояль являются неким единым инструментом, на
котором играют не два, а один музыкант. И это, несомненно, музыкант
гениальный.
Выбранные пьесы из «Картинок с выставки» прозвучали экспрессионистки выпукло и жестко, и мало кто мог бы заподозрить в них музыку современника Брамса и Чайковского.
P.S. Сейчас очень модно читать книгу Нормана Лебрехта «Кто убил классическую музыку?». На мой взгляд, никто ее не убивал, потому что она жива и здорова, но есть люди, которые её мумифицируют и музеифицируют своей псевдо-академической и якобы аутентичной игрой. А есть другие, кто воскрешает великую музыку прошлого, как доктор Фауст своим краковским студентам являл живьем героев Гомера. И к числу этих последних по праву нужно причислить великолепный дуэт Максима Федотова и Галины Петровой.